История освоения Ниловой Пустыни

«ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ И УЧИТЕЛЬ МУДРЫЙ»
Сегодня мы все чаще обращаем свой взгляд в  прошлое - к истокам. К именам и деяниям тех замечательных людей, чей жизненный путь  промыслом Божиим был определен на духовное устроение земли Сибирской. Один из них – Нил (ИСАКОВИЧ), архиепископ Иркутский и Нерчинский. Николай Федорович  Исакович родился в 1799 году в Могилевской губернии в семье священника. Образование получил  в Могилевской духовной семинарии и Санкт-Петербургской  духовной академии. 22 августа 1825 года он принял монашеский постриг  с именем Нил. 13 апреля 1840 года стал архиепископом Иркутским и Нерчинским. Вслед за предшественниками он продолжал служение и устройство православной жизни в Сибири, управляя Иркутской епархией  почти 16 лет. За заслуги перед русской православной  церковью награжден многими орденами. Свой земной путь он закончил в сане архиепископа Ярославского и Ростовского 21 июня 1874 года.
За скупыми биографическими строками  видится выдающийся пастырь, занимающий достойное место в плеяде замечательных людей Сибири. Его современник, иркутский купец, любитель церковных древностей, летописец  Василий Алексеевич Кротов так характеризовал личность архиерея Нила «был всеми любим и уважаем, в обращении – вежлив, умен, учен, любознателен». Стены его кельи  были обставлены шкафами, где лежали тысячи минералов; в других комнатах  помещались книги, а на столах  стояли  машины: гальваническая, электрическая, дагерротип, и всегда занимался делами сам.
С распространением христианства связано и основание иерархом Нилом пустыни во имя Нила  Столбенского – святого, проживавшего в шестнадцатом  веке у озера Селигер на Тверской земле.
В 1830 году на лечебные свойства Туранских горячих источников обратил внимание пограничный пристав Черепанов. Но только в 1840 году по распоряжению генерал – губернатора Восточной Сибири Руперта Вильгельма Яковлевича они были исследованы инспектором Иркутской врачебной управы Сорочинским и аптекарем Калау. Тогда же началось строительство первых построек для лечения водами жены губернатора. В 1845 году губернатор передал эти постройки в дар архиерею Нилу. В этом удивительно живописном месте преосвященный Нил решил основать пустынь с целью обращения живущих в окрестности бурят в православную веру. При этом он имел в виду и экономические, и лечебные цели.
В 1850 году под руководством владыки на его собственные средства была возведена красивая, отделанная под кирпич, церковь во имя преподобного Нила, Столбенского чудотворца. Преподобный  Нил очень любил это место, часто посещал его, был почитаем местными жителями.
Владыка Нил организовал проведение богослужения на бурятском языке впервые в основанной им Ниловой пустыни. Архиепископ интересовался буддизмом, этнографией, геологией, живописью. Его преосвященство не раз отправлялся на Шумак. Собрал богатейшую коллекцию минералов, хранящуюся ныне в минералогическом музее Санкт-Петербургского университета.
Ныне курорт Нилова Пустынь, как и прежде, возвращает людям здоровье.
Сюда спешат люди, как спешили более полутора века назад отбывавшие ссылку в различных уголках Сибири декабристы: Волконский, Трубецкой, Бестужевы. Посетили эти места, воспетая А.С. Пушкиным, М.Н. Волконская - дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н. Раевского и правнучка великого русского ученого М.Н. Ломоносова. Иван Пущин и В.Ф. Раевский посвятили ниловским источникам благодарные строки:

Прости, ключ жизни, ключ святой,
Твои я пил целебны воды.
И снова жизнью и весной
Дышал, как юный сын природы.

В 1851 году царем Николаем 1 было утверждено Положение о пустыни, названной «заштатной мужской пустынью».
По мнению архиепископа пустынь должна была, кроме религиозного обслуживания огромного района, заботиться о процветании минеральных источников и служить рассадником земледелия и огородничества среди кочевого населения. Но в связи с переводом Нила в Ярославль пустынь постепенно стала приходить в упадок. В 1890 году В.А. Обручев, изучавший ниловские источники по поручению Иркутского горного управления, в своем докладе предлагал изьять  источники из ведения духовного ведомства, если оно не примет серьезных мер по улучшению бытового обслуживания и передать пустынь в распоряжение Иркутского горного управления. Но до самой революции пустынь так и влачила жалкое существование. Длительное время пустынь так и оставалась в разряде  «дикого курорта». Лечение проводилось без медицинского наблюдения. Водные процедуры больше проводились в деревянных срубах на месте выхода источников. Отдыхающие жили в неблагоустроенных бараках, палатках, шалашах. Пищу готовили сами на костре или на самодельных печах, сложенных из камней.
В 30-х годах при пожаре были уничтожены все постройки, после чего силами районных властей началось восстановление и строительство уже как местной здравницы. В годы Великой Отечественной войны курорт обслуживал  бойцов после боевых ранений.
К 1953 году «Нилова-Пустынь» считалась курортом местного значения. Больные, отправляющиеся  в Нилову-Пустынь, проходили медицинское обследование в районной поликлинике пос. Кырен. В 1964 году начато строительство ванного корпуса. Минздравом РСФСР от 27.05.70 было утверждено штатное расписание на 37 единиц: 7 врачей, 11 среднего медперсонала, младшего 19.
Постановлением Совета министров Бурятской АССР № 345 от 10. 09. 76. Была организована хозрасчетная водолечебница «Нилова-Пустынь». Здесь уже имелись 15 пансионатов различных ведомств Иркутской области и Бурятии, а также  4 пансионата Тункинского райисполкома.
Период с 1976 по 1990 год можно отнести к «золотому веку  Ниловой-Пустыни». Достаточно высокая укомплектованность медицинским оборудованием, кадрами, организация лечебного процесса и бытового обслуживания, а также невысокая стоимость электроэнергии и соответственно путевок, обеспечивали значительный приток отдыхающих.
В эти годы еще въезд в район шел по пропускной системе. В это время функционировали поселковая столовая, клуб, библиотека. Количество отдыхающих за год достигало 10-12 тысяч человек.